Трансляционная медицина и сколько в мире тратят на развитие науки

В последние годы в США и других передовых странах большое развитие получает трансляционная медицина. Речь идет о трансляции фундаментальных научных разработок в медицинскую практику. Одним из примеров является инициатива основателя Facebook Марка Цукерберга и его супруги Присциллв Чан, которые  недавно объявили о решении выделить три миллиарда долларов на научные исследования, направленные на «излечение всех болезней у детей к 2100 году».
Новый фонд Цукербергов создал проект под названием Biohub, который призван ускорить практическое внедрение научных открытий ученых из Стэндфордского университета и Университета Беркли путем создания конкретных методов лечения, предупреждения и управления болезнями у детей. Такой подход не требует колоссальных инвестиций, в то время как его социально-экономический эффект трудно переоценить.

Руководителем проекта Цукербергов стала известный профессор Кори Баргманн из Университета Рокфеллера. Основными приоритетами она объявила четыре направления — болезни сердца, рак, инфекционные заболевания, а также неврологические расстройства, такие как аутизм и болезнь Альцгеймера. Профессор Баргманн ставит долгосрочные  задачи с перспективой до 2100 года. Это тот срок, когда нынешние дети (в частности, речь идет о годовалой дочери Цукербергов) достигнут 80-летнего возраста. В этом смысле данный проект скорее напоминает долгосрочные государственные инвестиции в фундаментальные исследования, но с конкретным практическим прицелом. Основания для успеха трансляционной медицины Баргманн видит в таких конкретных примерах, как десятки миллионов жизней, спасенных благодаря разработке аорто-коронарного шунтирования и стентирования коронарных сосудов сердца. Лишь 20 лет назад большинство таких пациентов были обречены на смерть.

Трансляционная наука приобрела особую актуальность в последние годы в связи с инициативами президента Обамы, благодаря которым американское правительство ежегодно выделяет несколько миллиардов долларов на ускоренное внедрение фундаментальных научных открытий. В частности, речь идет о ежегодных государственных ассигнованиях в 666 миллионов долларов на проект Cures Accelerated Network, который совместно с крупными фармацевтическими и биотехнологическими компаниями призван ускорять разработку и внедрение лекарств для лечения распространенных болезней, таких как рак и диабет. Более двух миллиардов долларов ежегодно направляется правительством США на программу изучения мозга, результатом которой должна стать разработка лекарств от болезни Альцгеймера и других дегенеративных расстройств нервной системы.

Здесь уместно отметить, что, согласно Всемирному Банку, на научно-технические разработки Соединенные Штаты тратят намного больше, чем другие страны: больше Китая — в 2,4 раза, Японии — в 3,7 раза, Германии — в 5,2 раза,  Кореи — в 9,1 раза, России — в 33,7 раза и Казахстана — в 1 609 раз. Предприимчивость и дальновидность новой инициативы Цукербергов может послужить хорошим примером для стран, ресурсы которых не позволяют инвестировать в фундаментальную науку, а коммерциализация научных разработок носит лишь местнический характер. Для Казахстана, имеющего ограниченные академические ресурсы, устаревшую научную инфраструктуру, а также слаборазвитую и недостаточно диверсифицированную производственную базу, возможно имеет смысл фокусироваться на трансляционной науке, заимствуя фундаментальные разработки у таких стран, как США, Великобритания, Южная Корея, Китай, и транслируя их в широко востребованные коммерчески-значимые продукты.

Алмаз Шарман, Президент Академии профилактической медицины
Казахстан, 050008, г. Алматы, ул. Клочкова 66, офис 601
+7 (727) 317-8855
academypm@outlook.com